Итак... я волнуюсь! Ведь рецензия на
Но если и рассказывать о старой игре - то только об этой.
Немного обязательной статистики, прежде чем мы погрузимся в океан воспоминаний и впечатлений - просто чтобы дать нам точку опоры.
Название | X-COM: UFO Defence (X-COM: Enemy Unknown) |
Издатель | Microprose |
Дата выпуска | 31 декабря 1993 |
Жанр | Стратегия |
Vive la Resistance!
Вы уже чувствуете эту дрожь в кончиках пальцев? Вы помните, как впервые встали у руля Сопротивления?
Я познакомилась с игрой еще тогда, когда была слишком маленькой, чтобы играть в компьютер самостоятельно. Мне было семь или восемь лет, и в X-COM играл мой отец. А я садилась рядом и смотрела игру как кино - по два часа подряд. Происходящее на экране монитора было интереснее всего, что мог предложить телевизор.
![X-COM: UFO Defense - Ретро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy Unknown X-COM: UFO Defense - Ретро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy Unknown](/system/attached_images/images/000/165/940/normal/25-xcom063a.gif)
Графика игры по тем временам была просто замечательной. Яркий и четкий мир, множество мелких подробностей и замечательные арты - все сделано с любовью и радует глаз по сей день. "Инновационная" графика начала 2000х с использованием всех технических новшеств сегодня вызывает лишь сочувственную улыбку, а первый UFO свеж и бодр. Устаревшую картинку как будто перестаешь замечать, смотришь сквозь условности - и мир оживает, как в самый первый раз.
Из тех сеансов "просмотра" я хорошо помню обсуждения, какую ветку исследований выбрать, какой танк взять на миссию и не продать ли к черту 30 инженеров-бездельников. Помню долгий выбор правильной тактики (отец играл на Superhuman) и жестокие последствия ошибок. И помню, как отчаянно я рыдала, когда погибал оперативник.
Генералы не дают мне спать -
Хотят видеть меня, чтоб двигать меня
Генералы не дают мне спать,
Сновиденья мои превращая в бои...
(с) здесь и далее Несчастный случай
Вот мы и подобрались к первой и очень важной для вовлечения особенности игры.
Не знаю, что за гений водил рукой разработчика, когда он решил дать солдатам имена. С этого момента война - не просто борьба желтых и синих квадратиков.
![X-COM: UFO Defense - Ретро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy Unknown X-COM: UFO Defense - Ретро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy Unknown](/system/attached_images/images/000/165/938/normal/8-xcom393a.gif)
На сухом языке обзоров это называется "РПГ-составляющая". Через терминал базы мы заказываем "солдат, 10 штук", а получаем людей. У каждого есть имя и характеристики - и, я уверена, есть история. И в детстве, и позднее, переигрывая кампанию в десятый раз, я придумывала каждому личность и прошлое.
Солдаты носили имена разных народов и проявляли разные качества в своем первом бою. Дополнив этот образ двумя-тремя чертами, мы получаем почти живого персонажа. Вот Джон Стюарт, который тащит на себе бластер, шесть гранат и аптечку - он белозубый морпех с тихоокеанского побережья; вот Леон Руже, который с 200 метров вслепую попадает сектоиду в лоб - наверняка худой парень с холодным взглядом Венсана Касселя. Что чувствует тот чувак, который зацепил гранатой своего на прошлой миссии?
Можете смеяться, но о возможности переименовывать своих солдат я узнала через много лет. Если в отряде четверо битлов, как думаете, кого застрелят первым?
Чем больше оперативник пережил миссий, тем он опытнее и ценее для отряда, тем страшнее его терять.
И вот вторая особенность игры.
Все равно мое место - там...
Там, где играет армейский джаз
Где под корень срезают нас
Отправляя букеты вам...
Каждый раз, высаживаясь на поле боя, команда подвергается серьезной опасности. Карта покрыта "туманом войны" (простите), и в нем скрытно перемещаются чужие существа с очень большими пушками.
Можно продумать тактику и прикрывать спины солдат, но смерть или ранение все равно ждет их за каждым поворотом.
![X-COM: UFO Defense - Ретро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy Unknown X-COM: UFO Defense - Ретро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy Unknown](/system/attached_images/images/000/165/937/normal/8-xcom007a.gif)
Бои в игре великолепны. Они пошаговые, но напряжение сложной битвы не отпускает и во время своего хода, а уж в момент нажатия кнопки "Конец хода" нервы натянуты до предела. Если вы засиделись за игрой дотемна, не дай бог кошка уронит на кухне чашку. Вот что называется настоящим саспенсом)
![X-COM: UFO Defense - Ретро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy Unknown X-COM: UFO Defense - Ретро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy Unknown](/system/attached_images/images/000/165/943/normal/60-xcom381a.gif)
Мало что может быть страшнее этого((
На тактической карте практически все окружение можно разрушить до основания при наличии достаточно мощного оружия. Это и для современной игры очень круто, а для тех времен и вовсе было нечто запредельное. Прорубить себе путь или расчистить линию огня - все, что угодно.
Но не стоит перебирать с дестроем, пусть это и безумно весело. Задача X-COM не только уничтожать, но и исследовать. Ученым нужны образцы.
Итак, третья особенность - наука и менеджмент.
Кроме бесконечной войны, которая, как ни крути, не меняется, вам придется управлять сетью баз Икс-команды, контролировать разработку и производство технических новшеств на основе добытого у пришельцев добра, а так же налаживать отношения с правительствами-учредителями и разбираться в статистических отчетах.
![X-COM: UFO Defense - Ретро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy Unknown X-COM: UFO Defense - Ретро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy Unknown](/system/attached_images/images/000/165/935/normal/4-2.png)
![X-COM: UFO Defense - Ретро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy Unknown X-COM: UFO Defense - Ретро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy Unknown](/system/attached_images/images/000/165/939/normal/9-7.png)
Скриншоты представляют богатство возможностей по управлению проектом. Целый земной шар в ваших руках! Обнаружение и перехват НЛО тоже может доставить немало волнующих моментов.
Исследования в игре - одна из самых важных частей. Необходимо как можно скорее ликвидировать чудовищный разрыв между человечеством и чужими, иначе солдаты продолжат погибать и проект будет обречен. Чем больше артефактов захвачено, тем больше становится тем для разработки, и важно своевременно выделить важные.
Вспомните, как впервые создали персональную броню и открыли лазерное оружие. Это бесценно)
Мне всегда нравились отчеты о вскрытии и допросах пришельцев)
![X-COM: UFO Defense - Ретро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy Unknown X-COM: UFO Defense - Ретро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy Unknown](/system/attached_images/images/000/165/936/normal/6-xcom134.png)
И, наконец, четвертая важная особенность игры - играющему первый раз никогда не бывает скучно.
Только покажется, что разобрался с тактикой врага и начались боевые и исследовательские успехи, как одну расу сменяет другая, и снова нужно ориентироваться на ходу. Стал привыкать к захватам кораблей - чужие начинают террор городов. Справляешься с террором - попробуй взять базу. Или две за один месяц.
И так до самого финала игры, яркой точки в истории первой космической войны.
У Enemy Unknown уникальная реиграбельность. Покажется было, что игра надоела, кампания проходится за пару дней, все действия производятся автоматически - три лаборатории, 150 ученых, 6 солдат и два танка...
А потом через год она снова стоит на компьютере, и снова:
"Рейнджер приземлился у НЛО-1. начать миссию? ДА."
PS. Автор выражает благодарность организаторам конкурса за лишний повод вспомнить о любимой игре. Провела чудесные пару дней, восстанавливая в памяти все подробности)
PPS. Источники: Википедия для статистики,
Спасибо за внимание!